?

Log in

No account? Create an account

Журнал Белого Ферзя

(характер нордический, гадкий)

Previous Entry Share Next Entry
Просветление 2.0 в 33 вопросах и ответах (попытка научпопа).
dragon
whiteferz
10/01/2012: Текст доступен к обсуждению френд-онли. Прошу не делать перепостов.

Update 12/02/2012: В связи с двухлетием системной дзен-практики (и ее завершением) этот текст публикуется в открытом доступе.

(Там, где стоят звездочки "*", будут приведены подтверждающие гиперлинки, но чуть позже.)

У человека есть разные режимы мышления, это не секрет, но разберем их внимательно.

Проговаривание мыслей в голове на родном языке для взрослого человека есть наиболее привычный и знакомый режим (Уровень). Его мы назовем Первым (Медленным, Верхним, Вербальным и т. д.).

Комплекс всех прочих режимов, менее привычных и знакомых, будем рассматривать в совокупности, как другой уровень по отношению к Первому (Второй, Глубокий, Невербальный, Быстрый и т. д.).

ВОПРОС №1. Почему Первый уровень - "Медленный"?..
ОТВЕТ: Язык общения людей обладает свойством избыточности. Если из этого текста удалить, например, каждую десятую букву, то чтение произойдет медленней, но потери информации не будет. Избыточность нужна для устойчивости информации к эрозии и единства ее интерпретации разными людьми. Кроме того, сам звуковой канал передачи информации довольно медленный. Например, техники скорочтения подавляют проговаривание текста про себя, ускоряя его восприятие во много раз. Причина: информация по зрительному каналу передается намного быстрее.

ВОПРОС №2. Почему Второй уровень - "Быстрый"?
ОТВЕТ: Информация хранится и обрабатывается на этом уровне в виде образов (зрительных образов и образов действия), а также триггеров действия ("спусковых курков"). Быстрота достигается за счет следующего:
1) Форма хранения образов и их взаимосвязь* оптимизирована для быстрой обработки в процессе обучения и запоминания в ассоциативные сети.
2) Даже речевые триггеры действия обрабатываются мозгом в тысячи раз быстрее, чем речь.
3) Даже вызов речевых образов, по возможности, оптимизирован быстрыми триггерами. Так, например, изучая иностранный язык, человек тренируется вызывать речевые клише по ассоциативным сетям Второго уровня из ситуаций в реальной жизни.
4) Если Первый уровень возник одновременно с речью, то Второй уровень возник раньше, одновременно с мозгом. Второй уровень миллионы лет решал скоростные задачи, как добыть для мозга добычу и не сделать его добычей других.

ВОПРОС №3. Не тождественна ли градация на Первый и Второй уровень разделению на сознание и подсознание?
ОТВЕТ: Связь есть, но это не тождество, и путать Уровни с сознанием/подсознанием не надо. Хорошо обученный человек решает скоростные задачи именно на втором уровне. Например, играя в блиц или спускаясь на горных лыжах, профессиональный спортсмен не проговаривает свои действия в голове, а тасует образы или отрабатывает пируэты по трассе. Всё это - пребывая в сознании.
Под термином "подсознание" обычно подразумеваются закрома Второго уровня, плохо осознанные, трудно доступные и/или требующие для реализации специальных условий. Например, форс-мажора, включения редкой ассоциативной цепочки, особых режимов работы мозга (сна, гипноза и т. д.).

ВОПРОС №4. Не тождественно ли разделение на Первый и Второй уровень разделению на функции левого и правого полушария?
ОТВЕТ: Некоторая связь есть наверняка, но она не прямая. Например, за решение математических задач отвечает левое полушарие (так же, как и за речевые функции). Однако скоростное решение математических задач производится на Втором уровне. (См. например, извлечение корня 13-й степени из двухсотзначного числа на турнирах по устному счету.)

ВОПРОСы №5, 6. Раз Первый уровень появился одновременно с речью, следует ли считать, что на Первом уровне человек решает более сложные задачи? Что умному человеку пристало использовать преимущественно Первый уровень?
ОТВЕТ: Нет в ответ на оба вопроса. Для Первого, Медленного уровня порог сложности задач намного ниже, чем для Второго, Быстрого. По-настоящему умный человек активно использует оба уровня - см. ответ на предыдущий Вопрос.

ВОПРОС №7. Есть ли тогда у Первого уровня какие-либо преимущества перед Вторым? Если нет, то зачем он вообще нужен?
ОТВЕТ: Не обладающий вселенской мудростью человек рано или поздно столкнется с новыми, сложными задачами, уже решенными кем-то другим. Часто проще не ломать голову над своим решением, а найти чужое и разобраться в нём. И тогда не обойтись без Первого, Вербального уровня. Вообще говоря, значительная часть очень сложных навыков Второго уровня была когда-то транслирована с Первого - во время чтения учебников, прослушивания лекций и семинаров, а больше - при самостоятельной работе.

ВОПРОС №8. Если весь смысл в должном обучении, то какой смысл в этой "двухуровневой призме" самой по себе? Какую пользу можно получить от взгляда сквозь нее?
ОТВЕТ: Потенциал применения Двухуровневой Призмы очень масштабен и может быть сравним, например, с целью Будды - избавление человека от страданий. Однако реализация потенциала зависит от самого человека. (Впрочем, в большинстве ветвей буддизма тоже, если уж о нем зашла речь.)

ВОПРОС №9. Начитается мистика? В буддистской парадигме освобождение от страданий дает Просветление. В результате его человек становится абсолютно невозмутимым и обретает даже не вселенское знание. Он становится Богом, тождественным Вселенной.
ОТВЕТ: Никакой мистики. Двухуровневая Призма - это инструмент мировоззрения. Но религиозным культом она не является и мистических подарков за праведную жизнь не сулит. Она лишь позволяет мобилизовать Человеческий Потенциал - для борьбы со страданием и для развития личности тоже.
Тем не менее, религиозные метафоры бывают очень удобны, чтобы понять Призму или объяснить ее другому человеку.

ВОПРОС №10. Конкретно, как Призма полезна для избавления от страдания?
ОТВЕТ: Страдание возникает в одном из трех вариантов:
- конфликтом Первого и Второго уровня;
- неготовностью к неизбежному;
- неизбежным, крайне болезненным физически.
"Призма", в разной степени, избавляет от страдания либо снижает его в любом из этих трех вариантах. В реальности вариантов всего два, поскольку неготовность к неизбежному есть лишь подвид конфликта Первого и Второго уровня.

ВОПРОС №11. Нельзя ли как-то проще? Например, как у Будды - "источником страдания являются желания"... В дзене - "ненасытные желания"...
ОТВЕТ: Логически (на Первом уровне) человек ограничения для своего желания чувствует. Но ненасытное желание постоянно перезапускается триггерами Второго уровня и не дает человеку спокойно жить. Сами эти триггеры были сформированы Первым уровнем в течение долгого времени, и сгружены вниз, на Второй. А демонтировать их нужно через оба Уровня.

ВОПРОС №12. А можно еще проще? Например, я хочу бросить курить. Но у меня обычная физиологическая зависимость и никаких особых триггеров...
ОТВЕТ: Эта зависимость у большинства людей спадает после одной-двух недель, ну, максимум, месяца отказа от курения. Однако есть
1) Сосательный рефлекс и желание его удовлетворить.
2) Вторичные психологические выгоды от курения - перерывы в работе, общение с друзьями, знакомство с симпатичными незнакомцами/незнакомками, "химическая концентрация внимания".
3) Регулярные бытовые, профессиональные, информационные стрессы, выбрасывающие в кровь избыток адреналина и сахара. Алкоголь, сигарета или поедание сладкого есть простенькие, привычные рецепты сбить этот избыток.
4) Бедная здоровыми эстетическими удовольствиями жизнь, химический дефицит "гормонов удовольствия", обычно поставляемых процедурой курения.
5) Повышение аппетита при отказе от курения, набор веса и страх этого набора...
Ну, и "то знание, которое вы не осознаете, способно управлять вашим поведением"...

ВОПРОС №13. Зачем нужен термин "триггер", когда есть словосочетание "условный рефлекс"?
ОТВЕТ: В обыденном употреблении под "рефлексом" подразумевается некоторый автоматический образ действия, достаточно простой. Триггером же может быть не только рефлекс, но и убеждение или комплекс убеждений / ценностей, запрятанных на Глубокий уровень. Вероятно, их тоже можно свести к "комплексным ориентировочным искусственным рефлексам", но терминологию это сильно усложнит.

ВОПРОС №14. Допустим, с помощью Двухуровневой Призмы мы как-то научимся конфликты уровней снимать или предупреждать. А как быть с крайне болезненным неизбежным и даже со смертью?
ОТВЕТ: В решении задачи избавления от страданий Второй уровень дает небывалое могущество - если приведен в порядок. Он может:
- полностью снять страх смерти в бою;
- обезболить не хуже местного наркоза;
- обеспечить максимальную выживаемость в самых экстремальных ситуациях.
Согласно Двухуровневой Призме, смерть, если быстрая, есть радикальное обезболивающее.
При этом ни Призма, ни Второй уровень не могут делать чудеса, не могут лечить рак в терминальной стадии, выиграть ядерную войну или выгуливать по утрам собаку. Впрочем, есть варианты. С помощью Призмы проще научиться ложиться вовремя / просыпаться без будильника, заниматься физкультурой по утрам. Тогда утренняя прогулка с собакой будет в радость, а порядок в иммунной системе - неплохая противораковая профилактика. Насчет терминальной стадии, конечно, труднее, но... кто знает? Ядерная война - это кошмар, но там скорость реакции тоже полезна, в том числе, и в профилактике. А где скорость, там и Второй, Быстрый, Уровень, не так ли?

ВОПРОС №15. Это Чудо-Оружие, Быстрый уровень, он в бытовом смысле может быть полезней физкультуры по утрам?
ОТВЕТ: Специалисты по кадрам заметили, что человек может работать в состоянии лени, возбуждения и спокойствия. И в состоянии спокойствия он работает лучше всего. Это происходит потому, что в спокойствии оба Уровня работают скоординированно, а в других двух состояниях один из уровней выступает погонщиком, а другой - тормозом.
Получается, Двухуровневая Призма полезна и обществу, и отдельным его членам, потому что может повысить производительность труда и удовольствие от него.

ВОПРОС №16. Почему у человека Уровни часто враждуют друг с другом?
ОТВЕТ: Потому что культивацией Второго уровня занимается семья и школа - примерно до 12 лет, затем (13-14 лет и чуть дольше выпускного) боронят приятели, одновременно бомбят рекламой телевизор, модные журналы, социальные сети, сеет и жнет политпиар; участвуют и случайные проходимцы на "тренингах личностного роста".
После такой вот бомбардировки Второй уровень напоминает программу, написанную не очень трезвыми программистами на разных языках и с разными целями. Плюс еще сам человек свой Второй уровень, как правило, не осознает, и к регулярной уборке на нём не способен. За исключением религиозных и этически ориентированных людей, которых меньшинство.

ВОПРОС №17. Вы, что, рекомендуете всем религиозность, да еще без мистики?
ОТВЕТ: Религиозным людям я ничего не рекомендую, они уже свой выбор сделали, и справляются с "уборкой" лучше большинства людей, то есть, как минимум, лучше, чем никак. Сама же Призма, хотя замышляется, как конфессионально-нейтральная, вполне богоугодна, ибо помогает развить Человеческий потенциал и противостоять животному. Бессмертную душу она не высвечивает, как рентгеном, но душа явно где-то рядом.

ВОПРОС №18. Зачем тогда изобретать велосипед, не лучше ли взять и уйти в Православие, например? А с Дзеном у вас в тексте так вообще сплошные параллели...
ОТВЕТ: Во-первых, не человек выбирает веру, а вера выбирает человека. А мировоззренческую призму можно выбрать самостоятельно, дорабатывать ее либо отказаться от нее.
Во-вторых, Двухуровневая Призма в некотором смысле точнее, чем Дзен. (По крайней мере, автор этого текста пришел к этому выводу по итогам трехлетнего изучения Дзена.)

ВОПРОС №19. В чём преимущество Двухуровневой Призмы перед Дзеном?
ОТВЕТ: Все Шесть Дзенских Патриархов были большими инноваторами в вопросах медитации и Просветления. Однако все они
1) отождествляли мышление с Первым, Вербальным уровнем, и считали, что Просветление есть тренируемая, но внезапно приходящая способность его отключить;
2) подобно всем прочим буддистам, считали, что внутри человека есть Солнце, звезды и Луна (т. е., вселенская мудрость), и искусство состоит лишь в том, чтобы "очистить сознание от туч".
В Двухуровневой Призме же ситуация выглядит чуть более реалистично:
- на Втором уровне есть много хорошего, но нет вселенской мудрости (да и любая другая мудрость туда приходит с Первого);
- Первый уровень может быть полезным даже на склоне лет, и даже очень мудрому человеку - см. ответ на вопрос №7.
При взгляде через Призму нам становится ясно, что отключение Первого уровня - слишком радикальная плата за снятие межуровневых конфликтов.

ВОПРОС №20. Полное отключение Первого уровня - не выдумка ли?
ОТВЕТ: Это доступно даже обычному человеку, обученному делать нечто постоянно меняющееся, невербальное действие в темпе, быстрее, чем течение мысли на Первом уровне. Например, играть не очень сложную, но новую и быструю мелодию по нотам; спускаться на горных лыжах; играть в Quake или даже в "Сапера" системы Windows на компьютере. В "Сапера" достаточен темп вскрытия/разметки примерно две ячейки в секунду.
Правда, при этом активизируется лишь "профильная часть" Второго уровня, а не "Луна со звездами". А интересно уметь передавать управление от Уровня к Уровню по желанию, и задействовать рабочий уровень на полную мощность.
Впрочем, сама по себе передача управления даже маленькой части Второго уровня - это во многих случаях удовольствие, которое, если в меру и к месту, то отдых, а сверх меры или не к месту - наркотик. Вроде игромании.

ВОПРОС №21. Ну вот прочитал я этот текст, а Второй уровень почему-то не вижу. Что делать?
ОТВЕТ: Стараться присутствовать при том, что делаешь, что бы вы ни делали. Обоими Уровнями.

ВОПРОС №22. Очень трудно выдерживать это в долгом режиме. Оказывается, некоторые привычные дела делать совсем не хочется. А те, которые делать хочется или приходится, начинают забирать все силы и ломать привычную жизнь. Плюс еще и люди мешают сконцентрироваться, всем что-то от меня надо - в том числе и ближние. Что делать?
ОТВЕТ: Поначалу, уборка в захламленном месте - нелегкое дело. Нужно давать себе больше отдыхать, больше размышлять и переосмыслять отношения с работой и ближними. Автору этих строк было полезно ознакомиться с Восьмеричным путем - буддистской инструкцией "по чистке Второго уровня". Понятно, что сейчас он несколько архаичен, и воспринимается не как прямая инструкция, а как "меню". У вас же будет какой-то свой Путь.
У меня регулярной ошибкой были попытки постоянных включений Второго уровня к месту и не к месту. (Это я теперь так понимаю, когда у меня Призма есть.) На самом деле, реорганизация личных привычек и нравственных ориентиров является новой задачей - ну, для большинства людей. Поэтому полезно подключать Первый, Медленный уровень, и не стесняться подсматривать чужие решения. См. ответ на Вопросы №7, 18.

ВОПРОС №23. Что будет результатом чистки Второго уровня?
ОТВЕТ: Доверие к своему Второму уровню и к себе в целом. Пересмотр привычек, избавление от некоторых вредных привычек, приобретение полезных. Избавление от груза мелких страхов и суеты. (Если вы системно занимаетесь боевыми искусствами - избавление от любых страхов.) Повышение способности развивать имеющиеся таланты и - кто знает - раскрыть новые?
После долгой и систематической работы шанс "подружить Уровни" вполне реален. Такое "Просветление 2.0" богом вряд ли кого сделает. Но "просветленный-2.0" всё равно будет видеть мир ярче, а воздухом дышать вкуснее, чем обычный человек.

ВОПРОС №24. "Присутствие при том, что делаю" - это же дзенская "медитация в действии", так? А как быть с мнением православного клира, считающего медитацию прямым подключением к дьявольским силам? Может, человек "подключается", и его просто "бесы корчат"?
ОТВЕТ: Ваше действие в данном случае нерелигиозно, без каких-то конфессиональных обязательств. Впрочем, даже занятия хатха-йогой (нерелигиозно и без фанатизма) христианским клиром возбраняются. Даже если у вас это вдруг идет легко, в радость и в избавление от вредных привычек. Священник Вам просто скажет, что "Дьявол перестает соблазнять тех, кто сам идет к нему в услужение". Тем не менее, если вас выбрало Православие, то мнением клира своей конфессии вам так или иначе придется считаться. Вопрос, в том, насколько ортодоксально считаться. "Решайте сердцем".

ВОПРОС №25. Предыдущий ответ скуповато обсуждает вопросы нравственности (как и текст в целом, впрочем). Дзен, пропитавший текст, есть чужая для нас культура, так или иначе. Терминология довольно искусственная и непривычная, в чём-то до вычурности. Нельзя ли более духоподъемно и привычным языком?
ОТВЕТ: Текст задуман как "научпоповский" в области психологии, не религиозный, насколько можно, конфессионально-нейтральный. В фундаментах текста вовсе не дзен, а литература по психологической подготовке войск специального назначения, которую мне бы рекламировать не хотелось. Основные понятия ближе всего к этой литературе (некоторые - прямо заимствованы). Терминология адаптирована автором "для мирных целей".

ВОПРОС №26. Почему бы не использовать прямо терминологию из "психологии гражданского назначения"?
ОТВЕТ: С момента своего появления (в качестве фрейдовского психоанализа) "гражданская психология" коммерчески ориентирована. Она не очень заинтересована в том, чтобы "клиент слез с кушетки и ушел делать нравственную работу самостоятельно". В результате "гражданская психология" стала обычным "коммерческим удобрением" для загаживания Второго уровня (как и другие занятия, перечисленные в ответе на Вопрос №16). На поиск истины "гражданская" психология ориентирована из рук вон плохо.
Воспитание бойца спецназа же, напротив, укрепляет личный стержень. Боец должен вести самостоятельную нравственную работу и в мирное время, и будучи заброшен в тыл врага на неопределенный срок.

ВОПРОС №27. Литература для спецназа, в том числе, учит убивать. Вероятно, поэтому вы ее не рекламируете. О каких нравственных стержнях тогда речь?
ОТВЕТ: Эта литература учит защищать отечество, себя и ближних. Защитников отечества учат и убивать, в том числе, это нормально. Все мировые религии относятся спокойно к тому, что свою страну надо защищать, в армии надо служить, в армии учат убивать в том числе и так далее. "Меч создан не для убийства, а для защиты самого дорогого."

ВОПРОС №28. Немодное сейчас морализаторство в современном нерелигиозном обществе. Сейчас принято высоко ценить каждую личность, не так ли?
ОТВЕТ: Современное общество тяжело больно, и не потому, что нерелигиозно, а потому, что перекошено в шакалий индивидуализм и воинствующую безнравственность. Полноценная нравственная система подразумевает способность социума к самозащите и относительную согласованность личной этики его членов с этой способностью. Причем, как минимум, на трех Уровнях, а не только на двух обсуждавшихся.

ВОПРОС №29. Инвективы в сторону. В чём проявления "болезни", если это наблюдаемый вариант нормы?
ОТВЕТ: В долгосрочном плане отбираются социумы с этическими системами, способствующими их самозащите и развитию. На относительно "коротких" отрезках (два-три поколения максимум) социумы могут лелеять больную нравственность, в запущенной степени - "как вариант наблюдаемой нормы". Затем приходят геополитические конкуренты и бьют больно, возможно - ногами.
Но для разговора по этой теме нужна Трехуровневая, а не Двухуровневая призма.

ВОПРОС №30. Есть еще какой-то чудесный Третий, свербыстрый уровень?
ОТВЕТ: Есть Третий Сверхмедленный, Социальный. Он тоже Вербальный, но квантом информации у него является не слово/фраза, проговариваемые в голове, а выступления и статьи. Скажем, Нагорная проповедь, или тот же Восьмеричный путь. Естественно, передача и обработка квантов информации на нем идет крайне неспешно. Или, бывает хуже - вообще не идет, а подменяется коммерческим освоением Второго уровня в мозгах членов социума. И через некоторое время выживут, возможно, не те социумы, в которых самые умные ученые, а те, у которых Второй уровень меньше загажен.

ВОПРОС №31. В тексте, заявленном, как "научпоповский и религиозно-нейтральный", получился сильный "дзенский крен". Это получилось непроизвольно или в порядке целенаправленной манипуляции?
ОТВЕТ: Изначально задумано, что дзен - не нравственный стержень в тексте, а один из объектов исследования. Чтобы соблюсти полный "конфессиональный баланс", автору пришлось бы по два года изучить каждую из четырех мировых конфессий так же, как он изучал дзен, а затем умножить объем текста на пять. Что выше сил автора.

ВОПРОС №32 (личный). Автор выбирает Дзен в качестве личного ориентира?
ОТВЕТ: Уже нет. Не человек выбирает веру, а вера - человека. Можно считать, что три года назад нефанатичный дзен агностического толка выбрал автора. А чтобы дзен "отцепился", автор написал этот текст, потому что такова его, автора, внутренняя потребность. Ну, как "заклятье снять."

ВОПРОС №33 (второй личный). На каком Уровне придумывался этот текст?
ОТВЕТ: Второй уровень выдавливал на Первый каплю за каплей. А автор выдавливал из себя дзен-буддиста, как Чехов из себя известно кого.

Вопрос без номера, заключительный. Будет ли продолжение?
ОТВЕТ: Иначе, чем в диалоговом режиме, не планируется. Всё, что нужно, уже выдавлено.

UPDATE (10.01.11): Нашел ошибку в нумерации, исправил. 33-й вопрос стал "вопросом без номера".

UPDATE (11.01.11): Добавил некоторые гиперссылки и пару (курсивных) предложений в ответ на Вопрос 23.


  • 1

"Религия выбирает человека" - это не более, чем метафора

На самом деле, речь идет о том, что выбор полностью производится на Быстром уровне сердцем. Даже если он является плодом долгой сознательной работы.

Собственно, сама метафора неточна; вера выбирает человека, а после этого человек уже выбирает, обратиться ли к имеющейся религии. Которая есть не система убеждений, а некий институт.

Каждый человек во что-то верит, ибо вера есть способ коммуникации с неизведанным. Атеист верит, что бога нет, агностик - в то, что неразумно выносить на эту тему категоричные суждения.

=== ... на втором уровне имеются большие кластеры явно организованной информации, но не объясняющиеся текущим шаблоном первого уровня. В таком случае, человек начинает задумываться, что данный шаблон не покрывает полностью его потребностей ===

Именно. Вера формируется как интуитивная потребность комплексно осмыслить весь имеющийся опыт, и не только/столько онтологически, сколько этически и эстетически.

  • 1